Основные типы экскаваторов
Можно выделить несколько основных типов экскаваторов:
Гусеничные экскаваторы — оснащенные гусеничным движителем. Такие машины обладают высокой проходимостью и манёвренностью, что делает их идеальными для работы на мягких и рыхлых грунтах, а также в труднодоступных местах
Колёсные экскаваторы — базируются на различных типах колесных платформ, которые обеспечивают им мобильность и возможность перемещаться по дорогам общего пользования. Обычно, такие машины используются для выполнения земляных работ на относительно твёрдых и стабильных грунтах.
Шагающие экскаваторы — используют шагающий движитель, который представляет собой попеременно перемещающиеся опорные платформы. Они дают возможность снизить нагрузку на грунт, что позволяет использовать такие машины на тяжелых работах в карьерах.
Мини-экскаваторы — применяются для работы на ограниченных площадках, таких как городские пространства или внутренние помещения зданий. Такие машины обладают компактными размерами и манёвренностью, что позволяет выполнять задачи, с которыми большие экскаваторы не справляются.
Экскаваторы-погрузчики — представляют собой комбинацию фронтального погрузчика и экскаватора. Они используются для выполнения различных задач, таких как погрузка материалов, копание траншей и перемещение грузов.
Баггеры — специализированные экскаваторы роторного типа, предназначенные для высокопроизводительной добычи горных пород и полезных ископаемых. Они оснащены мощной роторно - ковшовой установкой, конвейерным оборудованием и системами безопасности для обеспечения работы в экстремальных условиях.
На строительных площадках нашей страны наиболее популярны и широко используются гусеничные экскаваторы. Менее популярны колесные варианты подобных машин, так как они не имеют ярко выраженных преимуществ в местных условиях.
Хотя экскаваторы на колесном ходу могут передвигаться по дорогам общего пользования, но из-за особенностей трансмиссии и подвески, они не могут преодолевать большие расстояния. То есть и гусеничная, и колесная техника такого типа, требует применения специального транспорта для доставки на строительные площадки.
Необходимо отметить, что гусеничные экскаваторы имеют заметное преимущество в виде равномерного распределения давления на грунт. Благодаря этому, такие машины легко передвигаются по болотистым и неровным поверхностям, грунтам карьеров и другим неподготовленным площадкам.
В то же время экскаваторы на колёсах могут перемещается между близко расположенными объектами, не повреждая дорожное покрытие, что бывает полезно, например, при прокладке канализации или водопровода на асфальтированных городских улицах.
Общая классификация экскаваторов по массе и рабочему объему ковша
Ключевые характеристики по которым классифицирую экскаваторы — это эксплуатационная масса, то есть вес машины со всеми необходимыми для использования элементами и рабочий объем ковша. В соответствии с этими параметрами, экскаваторы обычно делятся на три больших класса:
Лёгкие — до 9 тонн с объёмом ковша до 0,5 м³. Они подходят для работы в ограниченных пространствах, где требуется минимальные размеры и манёвренность. Такие экскаваторы используются на плотно застроенных территориях и даже внутри строений, так как их небольшой вес минимизирует воздействие на опорную поверхность.
Средние — от 10 до 39 тонн с ковшом от 0,6 до 1,9 м³. Это универсальные машины, которые широко и массово используются на строительных площадках для многих видов работ начиная от рытья котлованов и заканчивая ландшафтной планировкой. Использование на таких экскаваторах сменных рабочих насадок заметно расширяет их возможности.
Тяжёлые — от 40 тонн с ковшом от 2 до 10 м³. Это экскаваторы, которые применяют на крупных строительных объектах и при добыче полезных ископаемых в карьерах. Такие машины хотя и менее манёвренные, чем другие типы экскаваторов, но способны выполнять поразительные объемы работ в минимальные сроки.
Примечание. Существует и более детальная классификация экскаваторов, основанная на учете эксплуатационной массы, объема ковша и рабочей мощности двигателя.
Необходимо отметить, что объем ковша должен соответствовать эксплуатационной массе экскаватора. То есть, вес нагруженного ковша с материалом должен соответствовать грузоподъёмности машины, иначе она перевернется.
Как уже говорилось выше, возможность применение на экскаваторах дополнительного сменного оборудования существенно расширяет функциональные возможности данной спецтехники, делая её более универсальной и подходящей для выполнения различных строительных работ.
Наиболее часто , вместо стандартного ковша на строительных площадках используют, гидромолот для демонтажа конструкций и рыхлитель для подготовки грунта перед обработкой. Выбор сменного навесного оборудования должен соответствовать техническим характеристикам экскаватора.
Ключевые технические характеристики экскаваторов
Ключевые технические характеристики экскаваторов включают:
-Тип рабочего процесса и скорость производства работ: циклического и непрерывного действия.
Экскаваторы циклического действия -выполняют работы в виде повторяющихся циклов, таких как набор, перенос и высыпание грунта.
Экскаваторы непрерывного действия — оснащены роторным механизмом, представляющим собой колесо с несколькими ковшами.
-Тип ходовой части: колёсная, гусеничная, шагающая.
Пневмоколёсная ходовая часть - используется на экскаваторах, созданных на базе серийных автомобилей, тракторов, а также специализированных коротких колесных плаьформ. Проходимость таких машин ограничена.
Гусеничная ходовая часть - применяется на экскаваторах наиболее широко и позволяет работать на неподготовленных площадках, где проходимость колёсных машин ограничена.
Шагающая ходовая часть — характерна для карьерных экскаваторов, она имеет большую площадь опоры на поверхность, обеспечивая таким машинам высокую устойчивость.
-Объём ковша: малые с ковшом до 0,5 м³; средние с ковшом от 0,6 до 1,9 м³. тяжёлые с ковшом от 2 до 10 м³.
-Глубина копания и высота подъёма.
Существуют экскаваторы со стандартными и удлиненными рабочими стрелами, вторые облегчают работу на неровной местности и позволяют копать глубокие котлованы.
-Масса экскаватора: лёгкие — до 9 тонн; средние — от 10 до 39 тонн; тяжёлые — от 40 тонн.
-Грузоподъемность: легкие — до 2 тонн, средние и тяжелые от 4 до 10 тонн, большегрузные — свыше 10 тонн.
-Тип силовой установки: дизельные двигатели; электрические двигатели; комбинированные.
Дизельные двигатели - используются в мощных машинах, применяемых для сложных землеройных работ и требующих высокой производительности.
Электрические двигатели - используются в компактных моделях, применяемых в случаях, когда небольшие по объёму работы нужно выполнять в ограниченном пространстве.
Комбинированные силовые установки - представляют собой системы, которые объединяют дизельный двигатель и электромотор (моторы) и часто используются в карьерных экскаваторах.-Мощность двигателя.
По этому показателю экскаваторы делят на девять классов с двигателями от 10 до 900 л. с. и выше.
Производительность экскаваторов
В общем понимании производительность экскаватора — это объем работ, которые он выполняет за определенный промежуток времени. На нее влияет вместительность ковша и количество рабочих циклов в минуту. Последний показатель зависит не только от технических характеристик машины, но и от плотности грунта, квалификации оператора, погодных условий. Об этом нужно помнить при расчете количества экскаваторов, которые предстоит задействовать в работах.
Удобство и безопасность управления
Все основные современные типы экскаваторов используют для работы гидравлические приводы (исключение составляют некоторые типы устаревших карьерных экскаваторов). Преимущество таких приводов в отсутствии просадки, то есть стрела экскаватора не двигается вниз под нагрузкой, что обеспечивает прогнозируемое управление. Значительным достоинством гидравлических систем является то, что они способны выдерживать высокое давление и передавать значительное усилие на рабочие элементы машины.
Массовым современным явлением стали автоматизированные компьютеризированные системы управления экскаваторами. Они представляют собой комплексные решение, позволяющие облегчить труд операторов экскаваторов и достичь высокой точности и производительности. Система, обычно, включает в себя: бортовой компьютер, телеметрические датчики, программное обеспечение и, в ряде случаев, системы связи, для подключения к единым системам контроля. Управление экскаватором в этом случае осуществляется при помощи джойстиков, а настройка параметров происходит через монитор центрального компьютера машины.
Немаловажную роль на стройке играет безопасность, поэтому экскаваторы также оснащаются стандартными системами защиты, такими, как сигнализация опасности опрокидывания и перегрузки ковша. Многие машины оснащены радиостанциями для осуществления эффективной связи. Эти меры обеспечивают безопасность оператора, что особенно важно при масштабных карьерных работах на строительстве и при демонтаже.
Экономическая эффективность
Экономическая эффективность эксплуатации экскаватора — это, по сути, производительность в экономическом разрезе, которая показывает, насколько быстро и с какими ресурсными, и финансовыми затратами данная машина справляется с работой.
Существует несколько видов производительности экскаваторов используемых в экономических расчетах:
-Теоретическая — объём грунта обработанный за час непрерывной работы в неких идеальных условиях. Такое показатель можно применять для приблизительной оценки эффективности работы экскаватора.
-Техническая — объём конкретного грунта обработанный за час непрерывной работы с учётом поправочных коэффициентов. Такая производительность служит инструментом для планирования экономики работы предприятий и обеспечения логистических процессов.
-Нормативная (эксплуатационная) — объём конкретного грунта, отработанный определенным типом экскаватора за определённый период времени с учётом всех факторов. Это показатель дает понимание, какой объём грунта отработает экскаватор за смену, месяц или год с учётом реальных условий работы и неизбежных потерь времени.
При выборе экскаватора необходимо определить насколько высока, его эксплуатациооная производительность. Так же важно учитывайте не только расходы на его покупку, но и возникающие в последующем затраты на поддержание его работоспособности и техническое обслуживание, которые могут оказаться весьма ощутимыми.
Надо отметить, что экскаваторы из Китая, в этом плане, являются более экономически выгодным так как, по ряду причин, более приспособлены к российского условиям по сравнению с конкурирующими аналогами международных брендов.
Для упрощения процесса технического обслуживания необходимо приобретать подобную технику у официальных российских дистрибьюторов, имеющих сеть сервисных центров .
Например поставщики экскаваторов SANY обеспечивают не только высокое качество техники, но и профессиональное послепродажное обслуживание. Сервисные центры компании предлагают круглосуточную поддержку, диагностику и гарантийный ремонт. Наличие складов запчастей в ключевых регионах страны и широкой сети дистрибьюторов по всей России обеспечивает быструю доставку необходимых запчастей и компонентов для бесперебойной работы техники.
Материал подготовлен сотрудниками "ПромСтройВолга"